7 февраля 2014 г. в Сочи на стадионе «Фишт» состоялась церемония открытия Зимних Олимпийских игр – грандиозное и почти неземное действо.
Зрелищность и динамичность Церемонии открытия Зимних игр зависели от слаженной работы тысяч людей. И конечно, не обошлось без новейших технологий, благодаря которым были созданы сложные декорации.
80 декораций организаторы заставили летать под сводами стадиона. В итоге стадион «Фишт» — это 4 километра подвесных направляющих, 25 лифтов и 2 десятка люков, чтобы декорации поднимать из-под земли.
Декорации для церемонии открытия Олимпийских игр создавались в самых разных странах лучшими специалистами в мире. Россия, Канада, Австралия, Швеция, США, Великобритания. Все производство контролировалось российскими специалистами. Готовые декорации переправляли в Сочи в зависимости от их габаритов на грузовиках, самолетах или кораблях. Финальная приемка каждой декорации проходила в ангарах стадиона «Фишт». Только после приемки начинались репетиции.
Использование воздушного пространства стадиона – главное отличие открытия Олимпиады в Сочи от всех предыдущих. Генеральный продюсер церемонии – Константин Эрнст. Он с самого начала руководил всей работой по открытию Олимпиады.
«Я очень хорошо помню момент, когда Константин Эрнст заговорил о своих целях, — рассказывает распорядительный продюсер церемонии Скотт Гивенс. — И тогда я понял, что его цель – создать самую крупную церемонию открытия зимних Олимпийских игр в истории».
Главный режиссер Андрей Болтенко отвечал за визуальные решения. Автор всех декораций – Георгий Цыпин, главный художник церемонии. Цыпин поставил несколько знаменитых бродвейских мюзиклов, работал с Цирком дю Солей, ему предлагали делать открытие Олимпиады в Пекине. Тогда он отказался. Но предложение участвовать в открытии русской Олимпиады Георгий принял сразу.
На первых этапах работы над шоу стало очевидно: необходимо найти решение для церемонии, которое поразит весь мир.
«Мы решили, что, для того чтобы сделать что-то свежее, необычное и более точное эмоционально, мы отправим все в воздух, — говорит Константин Эрнст. – Мы хотели создать на этом крытом стадионе ощущение не только поля, но и неба».
Спустя три года с начала стройки стадион был готов для репетиций. Первые тесты движения кареток под крышей стадиона состоялись всего за два месяца до начала церемонии открытия. Отладка работы механизмов велась круглосуточно. Поверхность крыши имеет изогнутую форму, поэтому по мере того, как каретки двигаются, увеличивается длина тросов, несущих декорации. Максимальная высота, на которой проложены рельсы, – 75 метров, минимальная – 35.
Когда работа кареток была отлажена, под крышей началось тестирование движения декораций. И только после этого за восемь дней до церемонии впервые к крыше поднялась главная героиня шоу. «Девочку зовут Лиза, но она играет девочку, которую зовут Любовь, — рассказывает Константин Эрнст. — Ребенка, который в своих снах видит историю России. И в какой-то степени она сама символизирует нашу Родину. Потому что Россия – имя женского рода, и если кто-то и должен символизировать ее, то женщина или девочка».
Лизу отобрали на кастинге. Девочка стала лучшей из 8000 претенденток. Она – чемпионка Краснодарского края по художественной гимнастике. Но главная причина, по которой выбрали именно Лизу, – открытая и жизнерадостная внешность. «Когда у нас была репетиция, меня выбрали, — рассказывает Лиза Темникова. — Маме позвонил тренер и сказал, что мы будем заниматься».
Родители Лизы — и мама, и папа – таксисты. Живет семья в небольшом доме на окраине Краснодара. Каждый день отсюда девочка ходила на тренировки, она работала в спортзале с утра до вечера. Причем нагрузка, которую дал ей тренер, самой Лизе часто казалась недостаточной.
На церемонии открытия Игр Любовь летала над островами, каждый из которых символизировал какой-то уголок нашей Родины: Камчатку, среднюю полосу, Урал… Острова предстали перед зрителями под аранжировку «Половецких плясок» Александра Бородина. «Каждый из куплетов обработан в национальном стиле — от якутского пения до кавказских вариантов пения», — уточняет Константин Эрнст. Аранжировку для хора создала команда под руководством композитора Игоря Матвиенко. Верная интонация была найдена после десятков репетиций.
Всего было семь островов. Длина – от 16 до 26 метров, вес каждого – около 5 тонн. «Это достаточно плотный металлический каркас, на который помещается пенопласт, который декорируется в соответствии с творческим решением», — описывает устройство островов менеджер Анастасия Адам. Острова полые, внутри генератор и микропроцессоры, которые управляют всем, что находится на поверхности. Остров Камчатка имитировал извержение вулкана. Установленные внутри лампы создавали эффект горящей лавы, парогенератор отвечал за дым.
Все работы по отладке проводились около стадиона «Фишт» в специально построенных ангарах. Отсюда готовые декорации на телегах отправлялись в навесы стадиона. В южном навесе впервые пришла в движение «Тройка» — конструкция весом 9 тонн, насыщенная механизмами, которые приводят в движение каждую из лошадей.
«Наша «Тройка» оказалась гигантского размера – 23 метра в длину и 20 в высоту, — рассказывает заместитель генерального директора Агентства по проведению церемоний Борислав Володин. — Компания, которая производила по нашему заказу этот декорационный элемент, находится в Швеции. Для того чтобы продемонстрировать его, единственное место, которое нашлось под Стокгольмом, – это военная база, где производят торпеды для подводных лодок. Там наши лошадки удачно разместились».
Во время церемонии «Тройка» внесла на стадион огромное солнце, а вместе с ним – средневековую ярмарку. Постановщик этого номера Себастьян Солдевилла – один из лучших хореографов мира.
«Действо превращается в огромную карусель для детей, — описывает задумку номера хореограф Себастьян Солдевилла. — Это средневековье, время праздника. Идея в том, что люди собираются вместе, создавая душу России».
В этом номере приняли участие больше 500 человек. Первые репетиции проходили в Краснодаре. В конце декабря труппа перебралась в репетиционные тенты у стадиона «Фишт». За 20 дней до церемонии прошла первая репетиция номера на стадионе.
«Средневековье мы решили показать через несколько важных образов, — рассказывает Константин Эрнст. — Через собор Василия Блаженного, который до сих пор продолжает поражать соотечественников и иностранцев, и в значительной степени через дымковскую игрушку, которая, с одной стороны, является древним народным промыслом, а с другой стороны, вещь актуальная, очень свежая».
Купола, надутые гелием, буквально парили над стадионом. Часть декораций сделаны из тяжелого винила и накачаны сжатым воздухом. Их перемещали по стадиону, держа за ручки. Трехметровых бояр толкали два спрятанных внутри человека. На площадке, на высоте двух метров, стоял еще один – он отвечал за движение рук и головы.
Все действия во время церемонии выполнялись согласно посекундному сценарию. Команды подавались из центра управления, расположенного на западной трибуне стадиона. Получив команду, ответственный за сегмент по цепочке передавал ее другим исполнителям.
Хореографы, отвечающие за постановку номеров, во время церемонии, как и на репетициях, работали в центре управления. Они постоянно поддерживали связь со своей массовкой. Здесь, в центре управления, напряжение достигало максимального уровня. Благодаря прямой связи постановщики контролировали все до мелочей.
«Каждому артисту была выдана беспроводная радиосвязь с ушными гарнитурами: они надевают ее и слышат все команды постановщика, балетмейстера или ассистента», — рассказывает координатор Ирина Лысак.
Хореограф номера «Имперская Россия» Раду Поклитару, известный в том числе революционной постановкой балета «Ромео и Джульетта» в Большом театре, признавался: в номере есть очень сложный фрагмент, требующий абсолютно синхронных движений. В результате изнурительных тренировок была достигнута идеальная синхронность движений всех артистов.
«Это история о романтической России, — подчеркивает Константин Эрнст. — О России, победившей Наполеона. О России, в которой жили Пушкин, Лермонтов и Гоголь. О России, которая слишком поздно отменила крепостное право. И о России, которая закончилась с Октябрьской революцией, с расстрелом царской семьи».
В постановке бала Наташи Ростовой приняли участие пять самых известных артистов русского балета: Светлана Захарова, Владимир Васильев, Александр Петухов, Данила Корсунцев и Иван Васильев.
В церемонии открытия приняло участие около двух тысяч артистов массовки, большинство – студенты. Для того чтобы они ориентировались на стадионе, на арену была нанесена специальная разметка. Такие же ориентиры были и в репетиционных тентах.
«В репетиционном тенте все разграничено буквами и цифрами, — рассказывает ассистент хореографа Дмитрий Поволоцкий. — Вся техника у нас выдвигается на координаты, реквизит выносится по координатам».
Для открытия Олимпийских игр было пошито более 3000 костюмов. Для обращения с некоторыми костюмами актеры проходили инструктаж заранее: в них были вшиты специальные светодиоды. Светодиоды использовались и в медалях, которые при входе на стадион получил каждый зритель. Благодаря этому 40 тысяч человек стали неотъемлемой частью всего шоу. Внутри каждой медали под пластиковым корпусом размещены пять светодиодных лампочек, а снаружи имеется инфракрасный приемник, который получает сигнал из проектора, расположенного под крышей.
На протяжении всей церемонии стадион «Фишт» представлял собой гигантское интерактивное пространство. 120 проекторов подавали изображения на арену стадиона. Первый тест проекции на арене стадиона «Фишт» состоялся за 24 дня до церемонии открытия. Во время парада атлетов на всю арену проецировались снимки каждой страны из космоса. Размер изображения – 100х60 метров. Рампа, из которой выходили атлеты, открывается за 17 секунд. Во время остальных номеров она совершенно незаметна. Помимо центральной рампы под ареной находятся еще 8 лифтов, которые поднимают на поверхность декорации.
«Мы хотели сделать высокотехнологичную церемонию, — подчеркивает Константин Эрнст. — Настолько технологичную, как никому до этого, пожалуй, нигде не удавалось. Потому что образ России как страны старомодной и заскорузлой нам глубоко отвратителен, он не соответствует действительности».
За 15 дней до церемонии открытия на стадионе «Фишт» впервые вместе появились гигантские символы Олимпиады: Белый Мишка, Зайка и Леопард. Каждая фигура стоит на платформе – это электромобиль. Внутри два человека: один отвечает за движения тела, второй – водитель. Для помощи в управлении на фигурах установлены камеры, изображение с них подается на экраны внутри платформы. Суставы Мишки приводятся в движение электромоторами. Сжатый воздух из баллонов имитирует дыхание.
Вся церемония открытия Олимпиады в Сочи строилась на истории России. Трехминутный фильм Джаника Файзиева связал наши дни с Древней Грецией. В съемках приняли участие самые яркие звезды российского кино. Актеры снимались в виртуальном пространстве. Моря, леса, здания и даже некоторые персонажи нарисованы.
«Уговаривать мне не пришлось никого, — говорит режиссер Джаник Файзиев. — Просто звонил, говорил, что будет. Костя Хабенский вообще приехал из Питера и в этот же день вечером улетал в Швейцарию».
До переезда в Сочи те, кто готовил открытие Олимпийских игр, работали в Москве, в офисе. Здесь велась работа не только над открытием, но и над закрытием Олимпиады, а также над двумя церемониями Паралимпийских игр. Отсюда велся контроль за работой сотен компаний со всего мира, которые создавали тысячи различных элементов шоу.
Больше всего реквизита было использовано в номере «XX век». Артисты массовки вышли на арену, держа в руках сотни различных предметов. Постановщик номера — Даниэль Эзралов, потомок русских эмигрантов. Это один из самых масштабных эпизодов церемонии – 817 актеров, 72 движущихся декорации. Сотни людей обеспечивали работу, находясь на крыше, под сценой, в северном и южном навесах стадиона.
«Период первой трети XX века был тем моментом, когда Россия была впереди всей остальной Европы и мира с точки зрения визуального живописного авангарда, — отмечает Константин Эрнст. — Визуальное решение XX века сформировано супрематизмом Казимира Малевича и конструктивизмом Родченко, Лисицкого и других».
Самые крупные декорации номера – тракторы. Всего их было сделано 12. Высота – от 4 до 6 метров, длина – от 6 до 12 метров. При весе около тонны каждую из таких машин приводили в движение от двух до четырех человек. Педали отвечали за вращение декоративных шестеренок. «Рабочий» и «Колхозница» были созданы в Амстердаме. Каждая фигура сделана из прочной синтетической ткани.
Советская эпоха ожила перед глазами зрителей под композицию, составленную из нескольких знаменитых мелодий той поры.
Автомобили, использованные в номере «XX век», — самые известные модели своего времени. За рулем каждой – ее настоящий владелец. Роль милиционера, регулирующего движение на арене, исполнил Николай Валуев. Последние машины, которые появились на арене, – два «Запорожца», розовый и белый. Их на руках несли по четыре человека.
В номере «Голубь» участвовали 40 исполнительниц. Главная солистка – знаменитая на весь мир балерина Диана Вишнева. Девушки, выступающие вместе с Дианой, — профессиональные танцовщицы.
» «Голубь» — это официальная часть олимпийской программы, — поясняет Константин Эрнст. — Но нам не хотелось делать что-то официальное, и мы хотели сделать номер, который унаследовал традиции русского балета».
Каждый хореограф отбирал артистов массовки с учетом особенности своего номера. Илье Авербуху нужны были люди, умеющие хорошо кататься на роликах. 250 роллеров участвовали в одном из ключевых эпизодов церемонии – в номере «Олимпийские боги».
«Подопечные Ильи Авербуха создают довольно любопытную космическую картину: с одной стороны – это люди, а с другой стороны – это стартующие в небо созвездия, которые потом подкрепляются созвездиями, появляющимися в небе, — рассказывает Константин Эрнст. — Эти созвездия символизируют зимние виды спорта. Мы хотели всегда вернуться к основе, к первым Олимпийским играм, еще докубертеновским, еще греческим. В основе был Олимп, на Олимпе, как мы знаем, жили боги. Так как это зимняя Олимпиада, это трибьют богам зимнего спорта: хоккеистам, лыжникам, фигуристам».
Всего этих фигур 20, высота – от 8 до 13 метров. Они сделаны из металлического профиля и инкрустированы светодиодами. Номеру «Олимпийские боги» предшествовало исполнение гимна Олимпиады. Солировала Анна Нетребко, лучшая в мире сопрано.
Кульминация церемонии открытия – появление факелоносцев. Так завершилась эстафета Олимпийского огня, преодолев 65 тысяч километров по всей России. Олимпийский огонь зажгли легендарные спортсмены – Ирина Роднина и Владислав Третьяк.
Все, кто работал над открытием Олимпийских игр в Сочи, сделали все возможное, чтобы это зрелище поразило весь мир, чтобы каждый, кто увидел церемонию, узнал, что такое современная Россия и на что на самом деле способен каждый из нас.